Согласно ч.1 ст.7 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя.
В случае симптомов пищевого отравления, возникших некачественным оказанием услуг общественного питания в кафе, барах, ресторанах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, потребителю необходимо:
1. Обратиться к врачу:
— для получения (скорой) медицинской помощи;
— составления медицинского заключения, как доказательства причинения вреда здоровью некачественным оказанием услуг общественного питания в точке общепита. В медицинском заключении должна быть отражена причинно-следственная связь между ужином в заведении и отравлением.
2. Собрать доказательства, свидетельствующие о посещении конкретного заведения общественного питания.
Для этого необходимо сохранить чек из ресторана и(или) сделать выписку по банковскому счету, если оплата осуществлялась безналичным путем по банковской карте.
Заручиться свидетельскими показаниями, а также сохранить фото-, видеосъемку (при их наличии), сделанные в день (накануне) отравления.
3. Отправить претензию владельцу заведения вместе с копиями документов, подтверждающих некачественное оказание услуг общественного питания (например, приложить копии кассового чека, выписки по банковскому счету, медицинского заключения).
Претензия направляется почтой заказным письмом с уведомлением, на официальный адрес электронной почты с последующей фиксацией даты отправления (например, посредством скриншотов) либо лично под расписку в ее получении.
Внимание: Информация об исполнителе услуги общественного питания (в т.ч. о фирменном наименовании организации, месте ее нахождении, о государственной регистрации ИП) размещается на вывеске и в удобных для ознакомления местах. Также ИНН организации и индивидуального предпринимателя возможно узнать на кассовом чеке и на официальном Интернет-сайте ФНС России.
4. Заявить владельцу заведения требование о полном возмещении убытков, в т.ч.:
— о возврате стоимости ужина;
— о компенсации расходов на лечение, приобретение лекарств, посторонний уход и т.д.;
— о компенсации утраченного заработка (дохода).
В счет возмещения вреда не засчитываются пенсии, пособия и иные социальные выплаты, назначенные потерпевшему как до, так и после причинения вреда, а также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.
5. По истечении установленного срока для добровольного удовлетворения требований (т.е. 10 дней со дня предъявления требований) и в случае отказа в их удовлетворении обратиться с исковым заявлением в суд с требованием:
— о возврате стоимости ужина;
— о компенсации расходов на лечение, приобретение лекарств, посторонний уход и т.д.;
— о компенсации утраченного заработка (дохода);
— о взыскании неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований в размере 3% за каждый день просрочки;
— о компенсации морального вреда;
— о взыскании штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Внимание: дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей, при цене иска до 100 тыс.руб. рассматриваются мировым судьей (с 01.10.2019).
6. Обратиться с жалобой в надзорные органы.
На нарушения заведением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии необходимо обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора, желательно до подачи искового заявления в суд.
Материалы проверки ТО Роспотребнадзора могут послужить доказательством предоставления заведением услуг ненадлежащего качества и с отступлением от норм действующего законодательства (СанПин).
В случае если имеются основания полагать, что оказанные услуги общественного питания могут привести к тяжким последствиям (смерть или тяжкий вред здоровью), необходимо обратиться в правоохранительные органы с целью привлечения виновных лиц к уголовной ответственности по ст.238 УК РФ (Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).