Согласно ч.1 ст.35 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» если работа выполняется полностью или частично из материала (с вещью) потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала (вещи) и правильное его использование.
Исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого им от потребителя, если потребитель предупрежден исполнителем об особых свойствах материала (вещи), которые могут повлечь за собой его полную или частичную утрату (повреждение) либо если указанные свойства материала (вещи) не могли быть обнаружены при надлежащей приемке исполнителем этого материала (вещи).
Действия потребителя в случае обнаружения недостатков оказанной услуги по химической чистке изделия:
1. Осмотреть выполненную работу.
В случае обнаружения недостатков на момент приемки изделия в химчистке необходимо немедленно заявить об этом исполнителю, составив акт с указанием выявленных дефектов (для видимых недостатков);
В случае отказа в фиксации недостатков путем составления акта либо если недостатки обнаружены позднее и не могли быть установлены при обычном способе приемки или были умышленно скрыты, необходимо направить претензию.
2. Отправить претензию.
Претензия о выявленных недостатках и о предъявленных требованиях потребителя направляется по почте заказным письмом с уведомлением, на официальный адрес электронной почты с фиксацией даты отправления сообщения (например, посредством скриншотов), либо лично под расписку в ее получении.
Претензия направляется вместе с копиями документов, подтверждающих некачественное оказание услуг по химической чистке (например, с копиями договора об оказании услуги, квитанции, кассового чека, экспертизы или оценки, фото- и видеоснимками).
Внимание: Информация об исполнителе услуги (в т.ч. о фирменном наименовании организации, месте ее нахождении, о государственной регистрации ИП) размещается на вывеске и в удобных для обозрения местах. Также ИНН организации и индивидуального предпринимателя возможно узнать на кассовом чеке и на официальном Интернет-сайте ФНС России.
3. Заявить требование по своему выбору:
— о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы (при наличии существенных недостатков подлежит удовлетворению в течение 20 дней со дня предъявления требования, при несущественных недостатках — в разумный срок, установленный потребителем);
— о соответствующем уменьшении цены выполненной работы (подлежит удовлетворению в течение 10 дней);
— о повторном выполнении работы (подлежит удовлетворению в договорной срок, а при его отсутствии – по правилам ст.314 ГК РФ в течение 7 дней со дня предъявления);
— о возмещении понесенных расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьим лицом (подлежит удовлетворению в течение 10 дней);
— об отказе от исполнения договора и о полном возмещении убытков (в случае существенных недостатков и нарушения новых сроков) (подлежит удовлетворению в течение 10 дней);
— о полном возмещении убытков, в т.ч. о возмещении двухкратной цены утраченной или поврежденной вещи (в случае полной или частичной утраты). При этом стоимость вещи подтверждается кассовыми чеками, банковскими выписками, а при их отсутствии экспертизой или оценкой о среднерыночной стоимости испорченной вещи.
Внимание: при незначительных недостатках выполненной работы рекомендуется сначала заявить требование о безвозмездном устранении недостатков или о повторном выполнении работы в назначенный потребителем срок, который указывается в договоре, ином документе либо в заявлении, направленном исполнителю.
В случае нарушения нового срока выполнения работы, потребитель имеет право отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков.
При расторжении договора химчистка не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы, а также платы за выполненную работу, за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу.
4. По истечении установленного срока для добровольного удовлетворения требований и в случае отказа в их удовлетворении потребитель вправе обратиться с исковым заявлением в суд с требованием:
— о расторжении договора и возмещении убытков, в т.ч. о возмещении двухкратной цены утраченной или поврежденной вещи (в случае полной или частичной утраты);
— о взыскании неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований в размере 3% за каждый день просрочки;
— о компенсации морального вреда;
— о взыскании штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя.
Внимание: дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей, при цене иска до 100 тыс.руб. рассматриваются мировым судьей (с 01.10.2019).
В случае если в суде ответчик будет оспаривать качество вещи, то к участию в деле рекомендуется привлечь продавца или изготовителя вещи в качестве третьего лица, если вещь новая и остались документы о покупке.
Общие рекомендации при сдаче изделия в химчистку:
1. Необходимо надлежащим образом оформить договор (квитанцию, иной документ), в котором должны содержаться следующие сведения:
— фирменное наименование и местонахождение (юридический адрес) организации либо фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации ИП;
— вид работы;
— цена работы;
— точное наименование, описание (цвет, волокнистый состав, комплектность, фурнитура, имеющиеся неудаляемые дефекты) и цена вещи;
— отметка об оплате потребителем полной цены работы либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
— дополнительные платные услуги, оказываемые с согласия потребителя (например, аппретирование, дезодорация, антистатическая обработка и др.);
— даты приема и исполнения заказа;
— гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены законом или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;
— должность лица, принявшего заказ, его подпись, а также подпись потребителя;
— другие необходимые данные, связанные со спецификой выполняемых работ (например, предупреждение потребителя об особых свойствах вещи, влекущее ее утрату или повреждение).
Внимание: При сдаче изделия необходимо проверить договор (квитанцию, иной документ) особенно в части указания уже имеющихся дефектов изделия (например, наличие пятен, потертостей, заломов) и конкретных дефектов, которые могут быть образованы в силу особых свойств изделия.
2. Определить и согласовать с исполнителем вид обработки изделия согласно:
— символам по уходу на маркировочной ленте изделия;
— рекомендациям исполнителя при отсутствии символов на маркировке изделия.
3. Осмотреть и принять выполненную работу.
При получении изделия из химической чистки потребитель обязан проверить сохранность исходной формы, целостность, размеры, цвет, рисунок, рельефность. В случае обнаружения недостатков необходимо:
— немедленно заявить об этом исполнителю на момент приемки изделия в химчистке (в случае обнаружения видимых недостатков);
— известить химчистку (организацию, ИП) в разумный срок по их обнаружении (в случае обнаружения недостатков, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки, или для недостатков, которые были умышленно скрыты).
Внимание: Видимые недостатки, выявленные на момент приемки вещи, должны быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку.