МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
«ЗА ПРАВО»

Я аннулировала забронированный отель в Ялте, однако отель выставил  штраф и отказывается возвращать аванс, внесенный за номер. Правомерны ли действия отеля?

Согласно Правилам предоставления гостиничных услуг в РФ, утвержденных ПП РФ от 09.10.2015 №1085, в случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя, с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки.

Кроме того, потребитель вправе в любое время отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (ст.782 ГК РФ, ст.32 Закон РФ «О защите прав потребителей»).

При этом в соответствии с разъяснениями Роспотребнадзора потребитель имеет право запросить информацию о реальных расходах исполнителя, понесенных им в интересах конкретного лица – стороны расторгнутого договора. Непредставление такой информации, равно как представление недостоверной и (или) необоснованной информации означает нарушение соответствующих прав потребителя и возможность наступления имущественной ответственности.

Кроме того, вопрос о фактически понесенных расходах исполнителя, которые должен возместить потребитель и которые, в любом случае, должны быть обоснованы, будет разрешаться индивидуально, поскольку размер таких расходов зависит от стадии исполнения соответствующего обязательства, на которой потребитель воспользовался своим правом, и условий оплаты гостиничных услуг.

Таким образом, условие отелей о заранее установленных (или фактических) штрафах, например, более чем за сутки является неправомерным и нарушающим права потребителей. При такой позиции отеля потребителю рекомендуется составить заявление о возврате уплаченных денежных средств и в случае неудовлетворения его требований в добровольном порядке, написать жалобу в органы Роспотребнадзора и обратиться в суд за возмещением понесенных убытков.