Между Т. и банком заключен кредитный договор, который содержал условие о страховании заемщика на случай смерти либо на случай наступления в жизни застрахованного определенных событий. На основании этого банк перечислил со счета истца часть кредита в качестве оплаты страховой премии страховщику. На следующий день после заключения кредитного договора Т. направила страховой компании заявление об отказе от договора страхования.
В связи с тем, что страховщик обязанность по возврату уплаченной страховой премии не исполнил, Т. обратилась в суд с иском о признании договора страхования прекратившим свое действие, взыскании страховой премии, штрафа и компенсации морального вреда.
Первая инстанция и апелляция оставили иск без рассмотрения, поскольку истицей не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный условиями договора страхования. Однако ВС РФ с позицией нижестоящих судов не согласился и указал следующее.
Условие договора о возложении на потребителя обязанности по обязательному досудебному урегулированию спора, нарушает права потребителя и не соответствует требованиям ст.16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», так как ограничивает право потребителя на обращение в суд, в связи с чем ущемляет предусмотренное законом право истца (потребителя) в любое время отказаться от оказания услуги.
Подготовлено с учетом Определения ВС РФ от 17.09.2019 N 14-КГ19-13.
Об авторе