В соответствии со ст.59 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется.
В таком случае именно нотариус подтверждает, что стороны совершают действия осознанно, а их воля соответствует условиям договора, который они подписывают. В иных случаях при возникновении сомнений в подлинности предоставленных документов государственный регистратор может направлять запросы в соответствующие органы власти о предоставлении дополнительной информации: факта выдачи и достоверности содержащихся в них сведений и т. д.
Возникает закономерный вопрос о том, как собственник может защитить свою недвижимость от мошеннических действий.
Законом № 218-ФЗ предусмотрено, что собственник объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) или законный представитель собственника вправе подать заявление о невозможности государственной регистрации права без личного участия собственника или его законного представителя.
Подать названное заявление можно тремя способами:
— через портал государственных услуг или официальный сайт Росреестра с использованием единой системы идентификации и аутентификации в форме электронного документа, заверенного усиленной квалификационной электронной подписью заявителя;
— путем личной явки в офисах приема-выдачи документов МФЦ (необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность и правоустанавливающий документ на объект недвижимости);
— посредством почтового оправления, которое направляется в филиал кадастровой палаты с объявленной ценностью при пересылке, описью вложения и уведомления вручении (подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть заверена нотариально, также к заявлению прилагается копия паспорта заявителя).
Использование усиленной квалифицированной электронной подписи при регистрации прав в электронном виде приравнивается к личному участию. Поэтому для предотвращения случаев мошенничества с ее использованием в августе 2019 года вступили в силу законодательные изменения, направленные на защиту прав граждан при оформлении сделок онлайн.
В соответствии с нововведениями правообладатели недвижимости могут внести в ЕГРН запись о возможности осуществления государственной регистрации на основании заявления и прилагаемых к нему документов, подписанных УКЭП.
При этом собственник может подать заявление как одновременно в отношении всех принадлежащих ему объектов недвижимости, так и любого из них (на каждый объект отдельное заявление).
При отсутствии такого заявления государственная регистрация перехода прав на основании электронной подписи будет невозможна, документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, и заявление о государственной регистрации перехода права собственности будут возвращены без рассмотрения.
С 1 ноября в рамках указанных законодательных изменений вступило в силу правило, согласно которому Росреестр обязан уведомлять владельцев недвижимости о поступивших в электронном виде документах по почтовому адресу и адресу электронной почты. В этой связи правообладателям объектов недвижимости важно актуализировать содержащиеся в ЕГРН контактные данные.
Подготовлено по материалам сайта «РБК» (https://www.rbc.ru) по состоянию на 05.11.2019
Об авторе