Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП) дала разъяснения по вопросу оформления заключений об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажора) в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19).
С 01.04.2020 вступил в силу Федеральный закон N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Закон N 98-ФЗ).
В соответствии со статьей 19 Закона N 98-ФЗ арендатор по договору аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения и отсрочки уплаты арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования арендованного имущества по причине введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
Условия и сроки предоставления отсрочки уплаты арендных платежей в отношении договоров аренды недвижимого имущества установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439
Круг арендаторов, к которым применяются вышеуказанные льготы, содержится в постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Таким образом, вышеуказанная проблема взаимоотношений между арендодателями коммерческой недвижимости и арендаторами по поводу сроков и размера уплаты в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 арендных платежей во многом решена на законодательном уровне и на уровне подзаконных нормативных актов.
В этой связи ТПП полагает, что необходимость оформлять заключения об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажора) по договорам аренды недвижимого имущества отсутствует и арендаторам целесообразно обратиться к своим арендодателям с требованием об изменении условий договора аренды (об уменьшении, отсрочки (рассрочки) уплаты арендной платы).
Отметим, что отсрочка уплаты арендной платы предоставляется до 01.10.2020 начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на следующих условиях:
— задолженность по арендной плате подлежит уплате не ранее 01.01.2021 и не позднее 01.01.2023 поэтапно не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды;
— отсрочка предоставляется на срок действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации в размере арендной платы за соответствующий период и в объеме 50 % арендной платы за соответствующий период со дня прекращения действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации до 01.10.2020;
— штрафы, проценты за пользование чужими денежными средствами или иные меры ответственности в связи с несоблюдением порядка и сроков внесения арендной платы в связи с отсрочкой не применяются;
— установление арендодателем дополнительных платежей, подлежащих уплате арендатором в связи с предоставлением отсрочки, не допускается;
— размер арендной платы, в отношении которой предоставляется отсрочка, может быть снижен по соглашению сторон;
— если договором аренды предусматривается включение в арендную плату платежей за пользование арендатором коммунальными услугами и расходов на содержание арендуемого имущества, отсрочка по указанной части арендной платы не предоставляется, за исключением случаев, если в период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации арендодатель освобождается от оплаты таких расходов.
ТПП также отметила, что согласно ст.401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Указом Президента РФ от 25.03.2020 N 206 были установлены нерабочие дни с 30 марта по 3 апреля 2020 года, а Указом Президента РФ от 02.04.2020 N 239 — с 4 по 30 апреля 2020 года. Данными нормативными правовыми актами также определен перечень организаций и работников, на которые не распространяются эти требования.
При подготовке заключений об обстоятельствах непреодолимой силы региональной ТПП необходимо предоставить информацию, обосновывающую непосредственное влияние Указов Президента РФ, в частности:
— о том, что исключения, предусмотренные Указами Президента РФ и соответствующими нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ (например, для региональных системообразующих организаций), на работников данной организации (индивидуального предпринимателя) не распространяются;
— о том, что организация (непосредственная сфера ее деятельности, ее работники) не подпадает под действие установленных ограничительных (запретительных) мер;
— о наличии локального правового акта данной организации (приказ, распоряжение) по вопросам организации деятельности предприятия в период действия Указов Президента РФ (в т.ч. о переводе работников на дистанционный режим работы или режим нерабочих дней и т.п., например: приказ «О реализации мер по введению режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)», приказ «Об организации работы в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации (изоляции)»);
— о невозможности обеспечить производственную или иную деятельность в нерабочие дни согласно ранее утвержденному в организации плану производства, графику работ на этот период или иных подобных документов.
При установлении ТПП в каждом конкретном случае наличия прямой причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами и невозможностью исполнить обязательства, предусмотренные договором, заявителям будет выдаваться заключение об обстоятельствах непреодолимой силы.
Вместе с тем, согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» к обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в том числе, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, планируемое (ожидаемое) снижение доходов организаций, связанное с переводом сотрудников на дистанционный режим работы, приостановлением (уменьшением объема) производства и другими обстоятельствами (действиями), связанными с реализацией Указов Президента РФ, не будет являться обстоятельством непреодолимой силы в отношении финансовых обязательств перед контрагентом организации или правовым основанием для отказа от выполнения таких финансовых обязательств (например, обязательства по оплате поставленного для производства сырья).
Подготовлено на основании писем ТПП РФ от 07.04.2020 N Пр/0349 и от 10.04.2020 N 04в/0086 /Фото pixabay.com
Об авторе