МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
«ЗА ПРАВО»

Какие права имеет турист при задержке или отмене рейсов и что он может предпринять в таких случаях?

Действующим законодательством предусмотрено, что за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения  перевозчик уплачивает пассажиру штраф, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Размер штрафа составляет 25% установленного законом МРОТ (т.е. 100 руб.) за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы.

Также закреплено правило, согласно которому в случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

В целях досудебного взыскания штрафа перевозчику пассажиром в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя предъявляется претензия. Причем при внутренних воздушных перевозках претензии могут быть предъявлены в течение 6 месяцев.

Особо следует иметь в виду, что при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

— предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;

— два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более 2 часов;

— обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более 2 часов;

— обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более 4 часов и далее каждые 6 часов — в дневное время и каждые 8 часов — в ночное время;

— размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более 8 часов — в дневное время и более 6 часов — в ночное время;

— доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

— организация хранения багажа.

Указанные услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

Кроме того, факт отмены или задержки рейса по вине перевозчика, а также неисполнение возложенных на него обязанностей по соответствующему обслуживанию пассажиров могут являться основаниями для предъявления требования о компенсации морального вреда.

В случае задержки вылетов на чартерных рейсах, ответственность за них несут как перевозчик, так и туроператор.

При предъявлении претензии туроператору, турист вправе потребовать понесённые убытки, в том числе – требовать возврата стоимости не оказанных в связи с задержкой услуг, а также заявить о компенсации морального вреда.