МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
«ЗА ПРАВО»

Термины и понятия

Термины и понятия в области защиты прав потребителей

Товары — вещь (вещи), определенная либо родовыми (числом, весом, мерой), либо индивидуальными признаками, предназначенная для продажи или иного введения в гражданский оборот.

Работа — действие (комплекс действий), имеющее материально выраженный результат и совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя на возмездной договорной основе.

Услуга — действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора. Услуги не выражаются в конкретном материальном результате.

Финансовая услуга — услуга, оказываемая физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также заказывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях.

Изготовитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Недостатки товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги):
  • обязательным требованиям, предусмотренных законом либо в установленном им порядке;
  • условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий- обычно предъявляемым требованиям);
  • целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется;
  • целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора;
  • образцу и (или) описанию (изображению) при продаже товара по образцу или через сеть «интернет». 

Недостатки товаров (работ, услуг) могут быть:

  • существенными;
  • неустранимыми;
  • устранимыми при условии несоразмерных расходов;
  • устранимыми при несоразмерных затратах времени;
  • неоднократно выявляемыми.

Существенный недостаток товара (работы, услуги):

  • неустранимый недостаток;
  • недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени;
  • выявляется неоднократно;
  • проявляется вновь после его устранения;
  • другие подобные недостатки.

В число характеристик товара входят различные сроки:
срок службы — период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за его существенные недостатки;
срок годности — период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению;
гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка продавец (изготовитель, исполнитель, уполномоченная организация, импортер) обязаны удовлетворить требования, установленные статьями 18 и 29 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Дополнительное обязательство изготовителя (продавца) в отношении недостатков товара. Изготовитель вправе принять дополнительные обязательства по устранению недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока.

Информация о товарах (работах, услугах). Информация должна доводиться до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Безопасность и качество товара (работы, услуги). Потребитель имеет право, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации были безопасны для жизни и здоровья потребителя, не причинял вред его имуществу и окружающей среде.

Ответственность за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге). При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

Ответственность за вред, причиненный потребителю вследствие недостатков товара (работы, услуги). Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

Ответственность за нарушение сроков (неустойка). Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность в виде неустойки за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя (устранения недостатков товара, замены товара с недостатками и т. д.).

Ответственность за убытки, причиненные потребителю. Убытками согласно ст. 15 ГК РФ являются расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Ответственность за отказ в удовлетворении требований потребителя в досудебном порядке (штраф). Если продавец (изготовитель, исполнитель, уполномоченная организация, импортер) отказался в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя, установленные Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», то при удовлетворении этих требований судом с ответчика в обязательном порядке будет взыскан штраф в размере 50 % от суммы, присужденной в пользу потребителя.

Сложные товары. Перечень технически сложных товаров утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 N 924 (Скачать). Если товар входит в Перечень технически сложных товаров, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы или замены приобретенного товара в течение 15 дней с момента его непосредственной покупки (т. е. передачи потребителю). Если 15 дней с момента покупки прошли, а требование потребителем предъявлено не было (не успели, забыли) или же сам недостаток проявился лишь по истечении этого срока, тогда можно заявить лишь требование о гарантийном ремонте технически сложного товара.