1. Если гарантийный срок не истек.
Если недостаток товара обнаружен в пределах гарантийного срока и покупатель захочет расторгнуть договор, продавец (изготовитель, импортер) обязан вернуть деньги. В свою очередь, покупатель обязан вернуть некачественный товар. (ст.18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Если речь идет о технически сложном товаре, то покупатель может отказаться от договора в течение 15 дней с момента получения товара независимо от характера недостатков. После окончания этого срока вернуть деньги необходимо, если:
— недостаток является существенным;
— нарушен срок устранения недостатка;
— товаром невозможно пользоваться более 30 дней любого года гарантийного срока из-за неоднократного устранения недостатков.
При этом согласно позиции Верховного суда РФ покупатель вправе требовать деньги у изготовителя или импортера, не обращаясь к продавцу или уполномоченному лицу. Тот, к кому предъявлена претензия, должен разъяснить потребителю порядок возврата товара.
Продавец в любом случае не несет ответственности за непроизводственные недостатки (например, если суд решит, что поломка возникла из-за неправильной эксплуатации). Доказывать характер недостатка должен продавец.
2. Если гарантийный срок меньше двух лет.
По истечении гарантийного срока продавец также обязан вернуть деньги потребителю, если не истекли два года с момента передачи товара. При этом недостаток товара должен возникнуть до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Характер недостатка обязан доказать не продавец, а покупатель.
Особые правила в отношении технически сложных товаров действуют и в этом случае. Так, если недостаток несущественный и прошло 15 дней со дня передачи товара, продавец имеет право не возвращать денежные средства, а устранить недостатки.
Согласно позиции Верховного суда РФ продавец вправе сам решить, как устранить недостатки: заменить одну из комплектующих или поменять товар. Если продавец выбирает второй способ, то это еще не означает, что недостаток был существенным.
3. Если гарантийный срок не установлен.
Продавец обязан вернуть деньги потребителю также при условии, что недостаток товара обнаружился в разумный срок, но не позднее двух лет со дня передачи товара. Законом или договором может быть установлен более длительный период.
Покупателю придется доказывать, что недостаток появился до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента.
Если претензия направлена с опозданием, покупатель также должен доказать, что недостатки обнаружены вовремя. В противном случае по мнению Верховного суда РФ оснований для иска нет.
В случае когда после передачи товара уже прошло два года и гарантийный срок к этому моменту истек, потребитель может обратиться только к изготовителям, уполномоченным организациям или ИП, а также к импортерам.
Подготовлено с использованием правовых актов по состоянию на 11.11.2019
Об авторе