МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
«ЗА ПРАВО»

При продаже БАД действуют специальные правила, которые необходимо учитывать потребителю.

При продаже БАД действуют специальные правила, которые необходимо учитывать потребителю.

К., обратилась в суд с иском к торговой компании о взыскании стоимости оплаченных БАД в размере 365 тыс. руб., компенсации морального вреда и судебных расходов. В обоснование своих доводов истица пояснила, что по радио она услышала рекламную информацию о продаже торговой компанией препаратов, после чего она стала их периодически приобретать через курьера. Поскольку, в ходе приема препаратов улучшений в самочувствии К. не произошло, она решила обратиться с иском в суд, указав, что ответчик ввел ее в заблуждение относительно лечебных свойств  БАД.

Суды первой и апелляционной инстанции в удовлетворении требований К. отказали, сославшись на то, что при продаже БАД истцу были предоставлены свидетельства о государственной регистрации продукции и сертификаты соответствия единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам. Факт непредставления истцу надлежащей информации о потребительских свойствах товара не доказан.

Однако Верховный Суд РФ с позицией нижестоящих судов не согласился и направил дело на новое рассмотрение, указав следующее.

Статьями 10, 12 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, в том числе сведения об основных потребительских свойствах. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе в разумный срок отказаться от исполнения заключенного договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Нижестоящими судами не учтено, что в отношении БАД нормативными актами установлен ряд обязательных требований к информации о них. Так, например, БАД к пище должны иметь этикетки, на которых указываются: состав ингредиентов, рекомендации по применению, дозировка, противопоказания, побочные действия.

Кроме того, реклама БАД и пищевых добавок не должна: создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами; содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок; содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок; побуждать к отказу от здорового питания; создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок. Реклама БАД в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. (ст.25 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»).

Таким образом, при рассмотрении требований о взыскании убытков и компенсации морального вреда за непредоставление покупателю надлежащей информации при продаже биологически активных добавок следует учитывать специальные правила, установленные для их рекламы и реализации, а также то, что обязанность доказать соблюдение этих правил возложено законом на продавца.


Подготовлено с использованием судебной практики по состоянию на 12.11.2019

Об авторе

admin administrator