Законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 697 установлена возможность продажи интернет-аптеками лекарственных препаратов и медицинских изделий дистанционным способом.
При этом нельзя продавать через интернет наркопрепараты и психотропы, а также спиртосодержащие препараты с объемной долей этанола свыше 25% (например, зеленку, настойки валерианы, прополиса или эхинацеи, корвалол, валокордин, спиртовой раствор салициловой кислоты и подобные).
Рецептурные препараты также не допускаются к продаже дистанционным способом, однако в условиях чрезвычайной ситуации и при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, Правительство России вправе установить временный порядок дистанционной торговли некоторыми из них, что позволит продавать дистанционно и часть рецептурных лекарств.
Торговать лекарственными препаратами для медицинского применения в дистанционном режиме могут аптечные организации, имеющие:
— лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (не менее года);
— не менее 10 мест осуществления фармацевтической деятельности на территории Российской Федерации;
— оборудованные помещения (место) для хранения сформированных заказов;
— сайт в сети «Интернет» (допускается наличие мобильного приложения);
— собственную курьерскую службу, имеющей оборудование, обеспечивающее поддержание необходимого температурного режима для доставки термолабильных лекарственных препаратов, или договор со службой курьерской доставки, имеющей такое оборудование;
— электронную систему платежей и (или) мобильных платежных терминалов, предназначенных для проведения электронных платежей, в том числе с помощью банковских карт, непосредственно в месте оказания услуги;
— разрешение Росздравнадзора на осуществление дистанционной розничной торговли лекарственными препаратами.
Перечень документов, подтверждающих соответствие аптечной организации требованиям, дающим право на осуществление розничной торговли дистанционным способом, установлен приказом Росздравнадзора от 28.05.2020 N 4394.
Что делать, если лекарственный препарат в аптеке оказался некачественным? Можно ли его вернуть в аптеку? Как вернуть деньги за препарат?
Лекарственные препараты могут быть возвращены потребителем в аптеку только в том случае, если они ненадлежащего качества или их продажа сопровождалась распространением ненадлежащей информации (недостоверная реклама или ошибка в описании товара на сайте продавца).
Недостатком лекарственных препаратов и медицинских изделий можно считать:
— Истекший на момент продажи срок годности;
— Отсутствие обязательной информации о товаре, в том числе информации на русском языке;
— Несовпадение серии и сроков годности на упаковке и препарате;
— Отсутствие инструкции по применению препарата;
— Несоответствие описания препарата в инструкции фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям;
— Наличие в упаковке брака — сколы, негерметичность, нечитаемая полиграфия.
ВНИМАНИЕ: При получении заказа покупатель обязательно должен проверить целостность транспортной упаковки, самостоятельно вскрыть ее и сверить содержимое заказа с описью вложения, проверить отсутствие повреждений вторичной (потребительской) и первичной упаковок лекарственного препарата, общий надлежащий вид товара.
При получении заказа, содержащего термолабильный лекарственный препарат, покупатель должен попросить работника, осуществляющего доставку, продемонстрировать соответствие температурного режима, при котором хранился лекарственный препарат при доставке, условиям хранения, указанным на его вторичной (потребительской) упаковке.
Покупатель вправе отказаться от доставленного лекарственного препарата надлежащего качества до оплаты заказа. В этом случае оплачивается только услуга по доставке.
Если у товара выявлен недостаток, то согласно ст. 18 Закона №2300-1 «О защите прав потребителей» возможно:
— Заменить его на товар этой же марки, этих же модели и (или) артикула;
— Заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
— Потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
— Потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
— Отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной за него суммы, при этом возвратив товар с недостатками продавцу.
ВНИМАНИЕ: В случае доставки заказа ненадлежащего качества (в т.ч. если доставленный заказ не соответствует заказанному по количеству или составу) покупатель вправе вернуть его курьеру без оплаты доставленного лекарственного препарата и услуги по его доставке.
Потребителю должны обменять товар и в случае, если он является доброкачественным, но фармацевт перепутал наименование товара, ошибся в дозировке или форме лекарственного средства.
Вернуть лекарство возможно и в случае нарушения порядка отпуска лекарственных препаратов, а именно если рецептурный препарат продан без рецепта (п. 2.1. «Порядка отпуска лекарственных средств», утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, п. 76 Правил продажи отдельных видов товаров). Ведь у рецептурных препаратов могут быть серьезные побочные эффекты, которые могут ухудшить течение заболевания покупателя.
ВНИМАНИЕ: БАДы, являясь дополнительными источниками биологически активных веществ, в том числе аминокислот, пищевых волокон, витаминов и минеральных веществ, способствуют ликвидации дефицита макро- и микронутриентов, оптимизации пищевого рациона, но не могут использоваться для лечения каких-либо заболеваний, так как не являются лекарственными средствами.
Что делать, если товар ненадлежащего качества, а продавец отказывается принять его обратно или заменить на новый?
В этом случае необходимо составить претензию в свободной форме, в двух экземплярах, с просьбой вернуть или заменить товар. К претензии приложить само лекарство или медицинское изделие, кассовый или товарный чек, рецепт врача, если товар был приобретен по рецепту, показания свидетелей (если имеют место быть), гарантийный талон (при его наличии).
На одном из экземпляров претензии продавец, либо иное лицо принявшее претензию, проставило свою подпись с указанием Ф.И.О. и должности, а также дату принятия претензии и печать продавца (при наличии). Один экземпляр претензии остается у покупателя в подтверждение обращения к продавцу.
При отказе продавца принять претензию или проставить на втором ее экземпляре отметку о приеме, необходимо отправить претензию почтой с уведомлением и описью вложения, что подтвердить соблюдение претензионного порядка.
ВНИМАНИЕ: При оформлении претензии к продавцу обратите внимание на разницу слов «замена» и «обмен». Слово «замена» используется при требовании в отношении некачественного товара, слово «обмен» при требовании в отношении качественного товара.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: С недавних пор в действующее законодательство внесены поправки, устанавливающие ответственность за продажу фальсифицированных лекарств через Интернет.
Так, за реализацию фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных или незарегистрированных лекарственных средств и медицинских изделий с использованием сети Интернет предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на граждан от 75 до 200 тыс.руб., на должностных лиц и ИП – от 150 до 600 тыс.руб, на юридических лиц – от 2 до 6 млн.руб. либо административное приостановление деятельности (ч.3 ст.6.33 КоАП РФ).
Уголовная ответственность может наступить за сбыт фальсифицированных лекарственных средств или медицинских изделий, совершенные в крупном размере. В данном случае виновным может грозить наказание в виде лишения свободы от 3 до 5 лет (ст.238.1 УК РФ).
Подготовлено с использованием правовых актов по состоянию на 10.06.2020/ Фото pixabay.com
Об авторе