МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
«ЗА ПРАВО»

Когда достал «телефонный спам».

Когда достал «телефонный спам».

В соответствии с Федеральным законом «О рекламе» распространение рекламы  посредством телефонной связи допускается только при условии предварительного согласия абонента на получение такой рекламы. При этом согласие абонента на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было не только однозначно идентифицировать такого абонента, но и подтвердить его волеизъявление на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Таким образом, законом установлен однозначный запрет на распространение рекламы при отсутствии согласия абонента.

Органом, осуществляющим контроль за исполнением законодательства о рекламе, является антимонопольный орган. Поэтому если гражданина «заспамили», то ему необходимо обратиться с письменным заявлением в  территориальный орган ФАС России, приложив документы, указывающие на признаки нарушения (например, фотографии (изображения), скриншоты, поступивших SMS-сообщений, push-уведомлений, аудиозаписи телефонного звонка).

В заявлении должны содержаться следующие сведения:

— наименование и местонахождение заявителя (для физических лиц — фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя — физического лица);

— наименование рекламодателя (рекламопроизводителя, рекламораспространителя), действия которого содержат признаки нарушения законодательства о рекламе;

— описание фактов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы;

— требования заявителя.

В случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо, от которого могут быть получены такие доказательства.

Вместе с тем, учитывая тайну связи, ФАС России настоятельно рекомендует абонентам давать в таких случаях согласие на получение антимонопольным органом необходимых сведений от оператора связи, оказывающего абонентам услуги связи, о факте поступления нежелательного SMS-сообщения, push-уведомления, телефонного звонка и о лицах, их направивших, следующего содержания:

«Я, ФИО, серия и номер паспорта, даю согласие на получение ФАС России (а в случае необходимости и ее территориальными органами) информации о детализации счета, телефонных соединениях, СМС-сообщениях, иных переданных данных дата/период поступления данных на/от абонентский номер номер телефона в сети оператора связи название оператора связи»

и  удостоверить такое согласие личной подписью.

Учитывая технические особенности push-уведомлений, такие уведомления могут направляться не только операторами связи, но и разработчиками/лицензиарами программного обеспечения (приложений), установленных на устройстве абонента.

При поступлении push-уведомления, направляемого абоненту конкретным программным обеспечением (приложением), заявителю также требуется представить антимонопольному органу название такого программного обеспечения (приложения), источник загрузки программного обеспечения (приложения), имеющиеся у абонента сведения о разработчике/лицензиаре программного обеспечения (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, контактные данные, местонахождение, реквизиты: ИНН или ОГРН).

При отсутствии согласия абонента на раскрытие тайны связи, а также фотографий (изображений), поступивших SMS-сообщений, push-уведомлений, аудиозаписи телефонного звонка с нежелательной рекламой, гражданину с большой вероятностью будет отказано в возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Напоминаем, что за нарушение рекламораспространителем законодательства о рекламе установлена административная ответственность, предусмотренная ст.14.3. КоАП РФ, в виде штрафа от 100 тыс.руб. до 500 тыс.руб. на юридических лиц.


Подготовлено с учетом разъяснений ФАС России по состоянию на 13.11.2019

Об авторе

admin administrator