МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
«ЗА ПРАВО»

Верховный суд РФ разъяснил о способах защиты потребителя при покупке бракованного автомобиля.

Верховный суд РФ разъяснил о способах защиты потребителя при покупке бракованного автомобиля.

П. обратился с иском в суд к ООО с требованием о расторжении договора купли-продажи автомобиля марки «Land Rover Discovery» и взыскании уплаченной за товар денежной суммы. Истец пояснил, что приобрел у ответчика автомобиль, на который установлена гарантия. 

В период гарантийного срока в августе 2016 года в автомобиле была обнаружена неисправность, однако гарантийный ремонт произведен только лишь в апреле 2018 года, что в общей сложности составило 603 дня. В связи с этим П. обратился к продавцу с претензией и требованием расторгнуть договор и вернуть деньги, но в этом ему было отказано.

Решениями суда первой и апелляционной инстанции требования П. удовлетворены и оставлены без изменения.

Так, судами установлено, что по результатам проверки качества в автомобиле была выявлена неисправность сажевого фильтра, в связи с чем продавцом рекомендовано П. произвести замену фильтра за его счет, поскольку такая неисправность не является гарантийным случаем. Тогда П. обратился с иском в суд с требованием о понуждении продавца к выполнению гарантийного ремонта автомобиля. В ходе рассмотрения данного дела судом проведена экспертиза, которой установлено, что недостаток носит производственный характер.

В апреле 2018 года на основании вступившего в силу решения суда продавцом гарантийный ремонт был выполнен, а в июне П. потребовал расторгнуть договор вернуть денежные средства.

Судами установлено, что продавцом были нарушены сроки устранения гарантийного недостатка автомобиля и это является основанием для расторжения договора купли-продажи и взыскании денежных средств.

Однако Верховный суд РФ с такой позицией нижестоящих судов не согласился и направил дело на новой рассмотрение, пояснив следующее.

Согласно п.1 ст.18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

— обнаружение существенного недостатка товара;

— нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

— невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

По смыслу вышеназванных норм закона потребитель вправе выбрать только один из вышеперечисленных способов защиты и не может одновременно ставить вопрос о безвозмездном устранении недостатков товара и об отказе от исполнения договора и возврате уплаченной за такой товар суммы после того, как он воспользовался иным способом защиты своего права.

Вступившими в законную силу судебными постановлениями по ранее рассмотренному гражданскому делу нарушенное право П. на товар ненадлежащего качества восстановлено, гарантийный ремонт автомобиля произведен. При этом судами не установлено каких-либо сведений о том, что в автомобиле после замены противосажевого фильтра проявились какие-либо новые недостатки либо повторно возник тот же дефект, предоставляющие потребителю право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за автомобиль денежной суммы.


Подготовлено с учетом Определения ВС РФ от 22.10.2019 N 34-КГ19-8, 2-3883/2018

Об авторе

admin administrator