МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
«ЗА ПРАВО»

О возврате авиакомпаниями провозной платы.

О возврате авиакомпаниями провозной платы.

08.06.2020 вступили в силу поправки в Воздушный кодекс РФ, устанавливающие особый порядок возврата пассажиру провозной платы при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и введении режима повышенной готовности на территории Российской Федерации.

Так, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации авиакомпания обязана вернуть пассажиру провозную плату по договорам воздушной перевозки, независимо от того заключены ли они по «возвратному» или по «невозвратному» тарифу в случае:

— если пассажир отказывается от перевозки (при выполнении перевозчиком рейса);

— отмены перевозчиком рейса (ст.107.2 Воздушного кодекса РФ).

 Данные правила применяются к договорам воздушной перевозки пассажира, подлежащим исполнению:

— с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой,

— с 18 марта 2020 г. по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, и заключенные до 1 мая 2020 г.

По указанным договорам установлено императивное требование о возврате провозной платы, а порядок и сроки возврата установлены Положением, утвержденным постановлением Правительства N 991.

Таким образом, к указанным договорам положения статьи 108 Воздушного кодекса РФ, предусматривающие прекращение договора воздушной перевозки по инициативе пассажира, не применяются.

Согласно пунктам 5, 7, 8, 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства N 991, перевозчик обязан принять в счет оплаты услуг по воздушной перевозке сумму ранее оплаченной пассажиром провозной платы в случае отмены перевозчиком рейса или отказа пассажира от перевозки.

Для зачета ранее оплаченной суммы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке в другие даты по такому же или другому маршруту или получения дополнительных услуг пассажир направляет перевозчику уведомление.

По сути, это ваучер. Его можно использовать и для оплаты допуслуг перевозчика.

Пассажир вправе направить уведомление как до даты воздушной перевозки, указанной в билете, так и в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

При этом устанавливается право пассажира на выбор любого из способов направления такого уведомления (через сайт перевозчика в сети «Интернет», посредством почтового отправления или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика) и обязанность перевозчика принять такое уведомление и направить пассажиру в течение 20 календарных дней подтверждение способом, который пассажир указал в своем уведомлении.

В подтверждении перевозчик должен указать фамилию, имя, отчество (при наличии) пассажира, сумму оплаченной пассажиром провозной платы и срок, в течение которого перевозчик обязан принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг, указанных в пункте 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства N 991.

Перевозчик не вправе устанавливать ограничения по принятию суммы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке пассажира, связанные с маршрутом или датой воздушной перевозки, при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут воздушной перевозки.

Порядок обращения пассажира за оказанием указанных услуг определяется правилами перевозчика.

Если пассажир не воспользуется услугами по перевозке с возможностью зачесть ранее оплаченную сумму в счет их оплаты, то провозная плата подлежит возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, за исключением определенных категорий граждан, для которых установлен иной срок возврата (п.6 Положения).

Правило о возврате провозной платы по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, не распространяется на следующие категории пассажиров:

— лица, признанные инвалидами I или II группы,

— лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида II группы,

— ветераны Великой Отечественной войны,

— члены многодетной семьи (п.10 Положения).

Указанные категории пассажиров имеют право на возврат провозной платы, в том числе по договорам, заключенным по «невозвратным» тарифам в течение 10 дней со дня получения перевозчиком заявления о возврате. При этом указанное заявление может быть подано как до даты воздушной перевозки, указанной в билете, так и после нее.

Иные категории пассажиров вправе подать заявление о возврате провозной платы по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.

При этом статьей 107.2 Воздушного кодекса РФ и Положением, утвержденным постановлением Правительства N 991, не установлена обязанность пассажира по уведомлению перевозчика об отказе от воздушной перевозки.

Уведомление  требуется только для зачета ранее оплаченной пассажиром суммы в счет оплаты услуг перевозчика.

Таким образом, независимо от того уведомил ли пассажир перевозчика об отказе от перевозки или нет (в том числе по причине того, что перевозчик не принял или не ответил на обращение пассажира) пассажир имеет право на зачет ранее оплаченной суммы в счет оплаты будущих услуг по воздушной перевозке или возврат провозной платы по договорам, заключенным по «невозвратным» и «возвратным» тарифам в сроки, установленные Положением, утвержденным постановлением Правительства N 991, если эти договора заключены и подлежат исполнению в диапазоне дат, указанных в пункте 1 указанного Положения.

При этом согласно пункту 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства N 991, на сумму оплаченной провозной платы подлежат начислению проценты за пользование денежными средствами в размере, определяемом ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование денежными средствами начисляются по день возврата суммы этих средств пассажиру, но не позднее окончания 4-летнего срока с даты отправления рейса, указанного в билете.

В случае неисполнения перевозчиком требований статьи 107.2 Воздушного кодекса РФ и Положения, утвержденного постановлением Правительства N 991, пассажир вправе обратиться за защитой своих законных прав в судебные органы.

Настоящие правила не применяются к перевозкам пассажиров по договору фрахтования воздушного судна (чартерные перевозки).


Подготовлено с учетом информации Минтранса России, опубликованной на сайте (https://mintrans.gov.ru) по состоянию на 23.07.2020/Фото pixabay.com

Об авторе

admin administrator