Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей и предпринимателей «За Право» были защищены права потребителя при предоставлении ему потребительского займа.
В ноябре 2018 года через каналы дистанционного обслуживания потребителю П. банком Тинькофф был предоставлен потребительский займ.
В рамках договорных обязательств П. взял на себя обязательства вернуть заемные денежные средства путем ежемесячного внесения платежей согласно графику.
В ходе погашения потребительского займа было установлено, что фактически ежемесячный аннуитетный платеж с учетом выплаты процентов и тела кредита должен составлять намного меньше, нежели чем это предусмотрено графиком ежемесячный платежей.
Чуть позже потребителю стало известно о включении его в программу страховой защиты и взимании с него дополнительной платы за указанную услугу, о чем потребитель не знал и в связи с чем образовалась переплата по кредиту.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области исковые требования Организации «За Право» удовлетворены.
Суд признал действия АО «Тинькофф Банк» по начислению и взиманию комиссии за включение П. в программу страховой защиты заемщиков в рамках договора потребительского кредита незаконными.
Согласно решению суда, банк также обязан вернуть сумму переплаты в качестве убытков, компенсировать моральный вред и уплатить штраф за неудовлетворение требований потребителя.
Дополнительно отметим, что договоры потребительского займа зачастую оформляются через мобильные приложения кредитных организаций при помощи конструкции click-wrap.
Сlick-wrap соглашения — способ заключения договора в электронном виде, в котором стороны согласовали волеизъявление посредством щелчка мышью по клавише «я согласен» (например, путем проставления «галочки»).
«Галочки» под отдельными элементами соглашения могут содержать согласие о приобретении дополнительных услуг (например, согласие на участие в программе добровольного страхования заемщика). Также данные отметки уже могут быть заранее проставлены под отдельными элементами в знак согласия с условиями договора.
Роспотребнадзор в информации «Об особенностях click-wrap-соглашений» указал, что само по себе наличие подписи под указанными условиями или «галочки» под отдельными элементами соглашения не свидетельствует о том, что данная подпись была получена в порядке свободного волеизъявления и о наличии у потребителя возможности отказаться от данного условия.
К обстоятельствам, очевидно свидетельствующим о том, что согласие потребителя было явно и осознанно выраженным, относятся, в частности, следующие условия:
— потребителем получена полная и достоверная информация о товаре (услуге);
— в веб-форме или программном обеспечении отсутствуют заранее проставленные отметки («галочки»), которые сами по себе порождают возникновение юридически значимых последствий.
В гражданском праве молчание не является формой согласия, поэтому, если продавец или исполнитель рассчитывает на то, что невнимательность клиента приведет к приобретению им дополнительных услуг, несению дополнительных расходов или отказу от каких-либо прав — это может рассматриваться как недобросовестное поведение и ненадлежащая практика, недопустимые по смыслу ст.10 Гражданского кодекса РФ.
Подготовлено редакцией Организации «За Право» от 24.12.2021/ Фото pixabay.com
Об авторе