МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
«ЗА ПРАВО»

Организацией «За Право» защищены права потребителя при предоставлении ему потребительского займа.

Организацией «За Право» защищены права потребителя при предоставлении ему потребительского займа.

Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей и предпринимателей «За Право» были защищены права потребителя при предоставлении ему потребительского займа.

В ноябре 2018 года через каналы дистанционного обслуживания потребителю П. банком Тинькофф был предоставлен потребительский займ.

В рамках договорных обязательств П. взял на себя обязательства вернуть заемные денежные средства путем ежемесячного внесения платежей согласно графику.

В ходе погашения потребительского займа было установлено, что фактически ежемесячный аннуитетный платеж с учетом выплаты процентов и тела кредита должен составлять намного меньше, нежели чем это предусмотрено графиком ежемесячный платежей.

Чуть позже потребителю стало известно о включении его в программу страховой защиты и взимании с него дополнительной платы за указанную услугу, о чем потребитель не знал и в связи с чем образовалась переплата по кредиту.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области исковые требования Организации «За Право» удовлетворены.

Суд признал действия АО «Тинькофф Банк» по начислению и взиманию комиссии за включение П. в программу страховой защиты заемщиков в рамках договора потребительского кредита незаконными.

Согласно решению суда, банк также обязан вернуть сумму переплаты в качестве убытков, компенсировать моральный вред и уплатить штраф за неудовлетворение требований потребителя.

Дополнительно отметим, что договоры потребительского займа зачастую оформляются через мобильные приложения кредитных организаций при помощи конструкции click-wrap.

Сlick-wrap соглашения — способ заключения договора в электронном виде, в котором стороны согласовали волеизъявление посредством щелчка мышью по клавише «я согласен» (например, путем проставления «галочки»).

«Галочки» под отдельными элементами соглашения могут содержать согласие о приобретении дополнительных услуг (например, согласие на участие в программе добровольного страхования заемщика).  Также данные отметки уже могут быть заранее проставлены под отдельными элементами в знак согласия с условиями договора.

Роспотребнадзор в информации «Об особенностях click-wrap-соглашений» указал, что само по себе наличие подписи под указанными условиями или «галочки» под отдельными элементами соглашения не свидетельствует о том, что данная подпись была получена в порядке свободного волеизъявления и о наличии у потребителя возможности отказаться от данного условия.

К обстоятельствам, очевидно свидетельствующим о том, что согласие потребителя было явно и осознанно выраженным, относятся, в частности, следующие условия:

— потребителем получена полная и достоверная информация о товаре (услуге);

— в веб-форме или программном обеспечении отсутствуют заранее проставленные отметки («галочки»), которые сами по себе порождают возникновение юридически значимых последствий.

В гражданском праве молчание не является формой согласия, поэтому, если продавец или исполнитель рассчитывает на то, что невнимательность клиента приведет к приобретению им дополнительных услуг, несению дополнительных расходов или отказу от каких-либо прав — это может рассматриваться как недобросовестное поведение и ненадлежащая практика, недопустимые по смыслу ст.10 Гражданского кодекса РФ.


Подготовлено редакцией Организации «За Право» от 24.12.2021/ Фото pixabay.com

Об авторе

admin administrator